|
Сочетания и возможности, решения для интерьера и экстерьера
Изразцы и терракота
Терракота как материал, полученный обжигом глиняного сырья, известна издревле. Во второй половине XVI века в Италии развилось
производство высококачественного материала, который отличался высокой функциональной эфективностью и обладал красивым
внешним видом. Под терракотой стали понимать определённый вид керамического материала, который нашёл своё широкое применение
как в практике оформления интерьеров, так и в масштабных проектах уличного мощения и создания чистой, гигиеничной и уютной
городской среды.
Народная керамика в Русском музее
Большой раздел собрания керамики Русского музея - так называемая „грубая керамика". Изделия из простых гончарных глин отличаются высокими художественными достоинствами, выразительной пластикой форм, своеобразием приемов декора. Каждое из них оригинальное произведение. Работая на гончарном круге, мастер бесконечно варьировал формы, каждый раз создавая неповторимые изделия, в которых ощущается живое прикосновение рук гончара.
Архитектурные и печные изразцы
Небольшой коллекцией представлены в Русском музее архитектурные и печные изразцы своего рода первая ступень в освоении майоликового производства. Уникальным экспонатом является изразцовая печь, ранее стоявшая в старинном доме купца Казимирова в Угличе. С 1970 г., выложенная на деревянном каркасе, она находится в помещении фондов отдела народного искусства. Печь не сохранила своего первоначального вида: ее не раз перекладывали, заменяя старинные, отслужившие свой срок изразцы, более новыми. В результате в облицовке самой печи сохранились изразцы первых двух третий XVIII в., а на лежанке использованы изразцы, изготовленные в конце XVIII — начале XIX в.
Расписная народная керамика
Большое количество керамических изделий XIX — ХХ вв. в собрании Русского музея украшено росписью, многочисленные виды и приемы которой имеют местные особенности. Редкие экземпляры сосудов украшает роспись, совершенно не свойственная керамике. Изделия гончаров села Репино Нижегородской губернии расписывались масляной краской по грунту, создающему матовую черную пленку на всей поверхности. Роспись не закреплялась обжигом.
Керамика Гжели
Гжель — родина полуфаянса. Он появился в результате поиска более совершенного по сравнению с майоликой материала. Черепок этих изделий светлый, довольно толстый и пористый. Украшали сосуды росписью и покрывали прозрачной глазурью. Сначала в полуфаянсе использовали формы и виды росписи майоликовых предшественников. Но со второго десятилетия XIX в. квасники и кумганы уступают место кувшинам, на смену полихромной сюжетной росписи приходит иная, в которой преобладают растительные мотивы и господствует синий цвет.
Керамика Скопина
Значительный раздел „грубой керамики" составляют работы гончаров города Скопина Рязанской губернии. В него входят разнообразные виды изделий: посуда простых бытовых форм, декоративные сосуды — квасники и кумганы, скульптурные сосуды, скульптурные подсвечники. Ни в одном музее нашей страны не представлены так полно, как в Русском музее, скопинские простые бытовые изделия второй половины XIX — начала ХХ в.
Керамика Абашева
Разнообразны творческие пойски одного из интереснейших гончаров XX века Т.Н. Зоткина, который работал в старинном селе Абашеве — прославленном традиционном центре народного гончарства Пензенской области. В простых посудных изделиях, приобретенных у автора в 1975 г., Зоткин повторил формы сосудов прошлого. Это миска, по местному „жаровня", и кашник, похожий на большую кружку с петлевидной ручкой. Скромная орнаментика рельефными поясками и классически ясная простота форм составляют их основную эстетическую особенность.
|
|