|
Изразцы и терракота
Подобные друг другу материалы нередко конфликтуют в рамках одного пространства, создавая резкий контраст
или затмевая друг друга. Роскошная деревянная мебель с инкрустациями в интерьере с художественным паркетом - одно из
излишеств эпохи барокко. Каменная облицовка небольшого дома с колоннами, портиками, резными барельефами и прочими атрибутами "античного" стиля - примета роскоши неоклассики. Разумеется, во все времена есть почитатели многослойных
избыточных дизайнов со множеством деталей, однако современные тенденции архитектуры тяготеют всё же к адекватности
визуальных эффектов и свободе пространства. Гармония взаимодействия различных материалов важна для формирования
общей стилистики объекта.
В большинстве случаев керамические материалы отлично дополняют друг друга, если только декоративные рисунки и
текстурные особенности поверхности не диссонируют, относясь к принципиально разным дизайнерским направлениям.
Терракота - как один из древнейших материалов не только собственно керамических, но и рукотворных строительных материалов
вообще - прекрасно сочетается с глазурованной керамической плиткой, с керамогранитами различного типа,
с керамической мозаикой. Естественные цвета терракоты - тёплые оттенки от белого до красного и коричневого создают
велииколепный фон для керамических декоров, а преемственность материалов может быть выигрышно обыграна в
переходах от внешней среды к интерьеру, от патио или веранды к вестибюлю, от общественной зоны к камерному пространству.
Терракота как материал, полученный обжигом глиняного сырья, известна издревле. Во второй половине XVI века в Италии развилось
производство высококачественного материала, который отличался высокой функциональной эфективностью и обладал красивым
внешним видом. Под терракотой стали понимать определённый вид керамического материала, который нашёл своё широкое применение
как в практике оформления интерьеров, так и в масштабных проектах уличного мощения и создания чистой, гигиеничной и уютной
городской среды. Терракота стала своего рода приметой итальянских городков и поселений, одной из составляющих
культурно-географической архитектурной традиции.
Русская декоративная культура породила особый вид керамического покрытия, широко и повсеместно использовавшего в строительстве в период c XVI по XIX века. И хотя сама идея керамики с росписью, как говорят, была завезена в Россию из Европы, изразцы стали своего рода и символом, и приметой русского интерьера и экстерьера. Использование изразцов в наружной отделке храмов и облицовка изразцами печей и каминов были обязательными приёмами, сложность которых определялась лишь выбором рисунка и геометрией поверхности облицовки.
Русские изразцы в оформлении Покровского собора в Измайлове
Бурный двадцатый век способствовал определённому забытию традиционных архитектурных форм как в России, так и в Италии.
Развитие промышленных производст вкупе с изменением эстетических вкусов, которые развивались в нескольких противоположных направленияз, предопределило успех массовых и сравнительно безликих архитектурных решений, в которых приоритетными становилась дешевизна и простота отделки. Терракоте повезло больше - в Италии нашлись энтузиасты сохранения
технологий и их развития в инновационном, но в то же время и бережном ключе. Русские изразцовые производства в начале
XX века уже переживали нелёгкие времена, а новая советская эпоха и вовсе не стремилась к развитию и механизации
отделочных материалов, особенно таких, как изразцы. Изразцовые производства сохранились лишь как эксклюзивное и
реставрационное ремесло, доступное отдельным специалистам.
Современные воззрения на архитектуру сочетают в себе некие тектонические, монументальные устремления в сочетании с
лёгкостью конструкций и воздушностью восприятия. Декорирование же зданий часто подчиняется остаточному принципу.
Терракота - функциональный и разумный материал для создания эффектного запоминающегося фасада. А использование
изразуов способно придать любому строению абсолютную неповторимость и уникальность. Увидим ли мы такие эксперименты?
Весьма возможно. В некоторых архитектурных мастерских обсуждаются такие решения. И следует признать, что у таких
идей безусловно есть будущее.
Культурные обычаи и традиции в материальных приметах времени - на сайте
Тайны старого сундука.
На сайте представлены древности и сравнительно недавние артефакты, исторические события в частностях, небанальные и простые предметы, некогда составлявшие суть времени, но ныне забытые. В том числе и те, что можно соотнести с керамикой: изразцы, кирпичи, фарфоровые статуэтки и безделушки, глиняные народные игрушки.
|
|