Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


КерамикаНародная керамика в Русском музее
Расписная народная керамика
Керамика Гжели
Керамика Скопина
Керамика Абашева


Керамика Гжели

Из собрания Русского музея

Полихромная роспись по сырой эмали приобрела яркое своеобразие и достигла совершенства в крестьянской майолике Гжели XVIII в. Собрание гжельских изделий в музее значительно. Многие из них датированы 1780 1790 гг., временем, на которое приходится расцвет гжельской майолики. Те произведения, что не имеют дат, примыкают к кругу датированных по своим художественным особенностям.

Среди гжельских памятников XVIII в. преобладают квасники и кумганы — декоративные сосуды, которым свойственны особая выразительность и своеобразие художественного облика. Основу их формы составляет широкий диск, поставленный ребром на четыре ножки-лапы. Он дополнен сверху высоким расширяющимся горлом, по сторонам от которого изгибаются носик и ручка. Круглое сквозное отверстие в центре диска отличает квасник от кумгана и придает его тулову вид кольца. Гжельские мастера создали множество вариантов форм квасников и кумганов, которые украшали росписью с большой выдумкой и мастерством. Полихромная роспись по эмали чрезвычайно разнообразна. Гжельцы выработали свои орнаментальные мотивы и свою оригинальную манеру письма, состоящую в соединении широкого сочного живописного мазка с тонкой линией рисунка.

Квасник. Вторая половина XVIII века. Гжель Московской губ.
Квасник. Вторая половина XVIII века. Гжель Московской губ.
Русский музей.

Изображение человека встречается в гжельской росписи крайне редко. Известны лишь два квасника с живописным изображением людей'. Один из них находится в собрании Русского музея (ил.87). На его плоской стенке изображена сцена охоты: охотник с дымящимся ружьем в руках, птица, защищающая своих птенцов, человек с палкой в руке и убитой птицей на плече, женщина, сидящая верхом на птице. Композиция привлекает мастерством исполнения, чистотой и яркостью локального цвета. В ней образы, увиденные в природе, соединились с другими, пришедшими из росписи изразцов и лубочных картинок.

Следование натуре характерно для росписи кувшина, в которой изображен пейзаж с человеком, протягивающим калач собаке. Из всех известных в настоящее время майоликовых кувшинов этот самый ранний, он датируется 1770-ми гг.

Кувшин. 1770-е гг. Гжель Московской губ.
Кувшин. 1770-е гг. Гжель Московской губ.
Русский музей.

Гжельские мастера украшали свои изделия не только росписью, но и скульптурой, выполнявшейся в двухстворчатых гипсовых формах или вылепленной от руки. Фигурки располагаются на плечиках сосудов. В них преобладает изображение человека. Это женщина с ребенком на руках, женщина, читающая книгу, музыканты, военные, целующиеся пары, играющие дети.

На плечиках квасника 1794 г. скульптурные фигурки размещаются по три с каждой стороны. Они никак не соотносятся между собой. Их расположение определяется архитектоникой верхней части сосуда: средняя фигурка помещена на фоне горла квасника, крайние — на фоне просветов между горлом, носиком и ручкой. Среди фигурок — сидящая женщина держит на коленях раскрытую книгу, на страницах которой написаны цифры 1794.

В поисках художественного обогащения дисковидного тулова сосуда мастер обратился к традиционному техническому способу изготовления изделий в форме, с контррельефным узором на дне, в результате чего гладкую стенку квасника украсили барельефные изображения солдат с ружьями.

Деталь квасника. 1794 год. Гжель Московской губ.
Деталь квасника. 1794 год. Гжель Московской губ.
Русский музей.

Особый случай представляют сложные скульптурные композиции: пастушеская сцена и застолье на двух квасниках: майоликовом и полуфаянсовом. Мужские и женские фигуры отличаются тонкой моделировкой и свидетельствуют о незаурядном даровании мастера-скульптора, хорошо знавшего пропорции человеческого тела. Но эти изделия интересны не только своими скульптурными украшениями. Художественная близость всех деталей и рельефного орнамента на квасниках свидетельствует об изготовлении большого количества аналогичных рабочих форм. Использование же различных керамических материалов позволяет датировать эти изделия концом XVIII — началом XIX в., когда Гжель переходила на производство полуфаянса.

Деталь квасника. Конец XVIII - начало XIX века. Гжель Московской губ.
Деталь квасника. Конец XVIII - начало XIX века. Гжель Московской губ.
Русский музей.

Гжель — родина полуфаянса. Он появился в результате поиска более совершенного по сравнению с майоликой материала. Черепок этих изделий светлый, довольно толстый и пористый. Украшали сосуды росписью и покрывали прозрачной глазурью. Сначала в полуфаянсе использовали формы и виды росписи майоликовых предшественников. Но со второго десятилетия XIX в. квасники и кумганы уступают место кувшинам, на смену полихромной сюжетной росписи приходит иная, в которой преобладают растительные мотивы и господствует синий цвет.

Кувшин. 1836. Гжель Московской губ.
Кувшин. 1836. Гжель Московской губ.
Русский музей.

Изменилась не только роспись, но и формы ранее известных изделий. Полуфаянсовые кувшины укрупнились, сферическое тулово раздалось вширь, горло сосуда стало напоминать раструб. Кувшинов делали много, и, что особенно ценно, на них часто встречаются надписи и даты. В собрании музея все кувшины датированы.

Современные изделия Гжели — еще одна интересная страница народной керамики. Она связана с возрождением и развитием традиций прошлого в творчестве потомственных гжельцев и художников-профессионалов, освоивших опыт работы мастеров предшествующих столетий. Изделия Н.И. Бессарабовой были первыми на пути постижения старого и создания нового искусства Гжели.

Н.И.Бессарабова. Кувшин с кружкой. 1972. Гжель Московской обл.
Н.И.Бессарабова. Кувшин с кружкой. 1972. Гжель Московской обл.
Русский музей.

В них простота и благородство классических форм, ощутимая связь с искусством гжельской майолики XVIII в. Графически ясная композиция подглазурной росписи кобальтом наследует художественные принципы полуфаянсовых изделий XIX в. Все это позволяет рассматривать изделия Бессарабовой как основу нового художественного стиля, сложившегося в творческой практике мастеров современной Гжели.

Н. С. Григорьева




Следующая страница: Керамика Скопина



      • Главная   • Керамика   • Керамика Гжели  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта