Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


КерамикаНародная керамика в Русском музее
Расписная народная керамика
Керамика Гжели
Керамика Скопина
Керамика Абашева


Керамика Скопина

Из собрания Русского музея

Значительный раздел „грубой керамики" составляют работы гончаров города Скопина Рязанской губернии. В него входят разнообразные виды изделий: посуда простых бытовых форм, декоративные сосуды — квасники и кумганы, скульптурные сосуды, скульптурные подсвечники. Ни в одном музее нашей страны не представлены так полно, как в Русском музее, скопинские простые бытовые изделия второй половины XIX — начала ХХ в.

Рукомой. Вторая половина XIX - начало XX века. Скопин Рязанской губ.
Рукомой. Вторая половина XIX - начало XX века. Скопин Рязанской губ.
Русский музей.

Это глубокие объемистые миски, вместительные высокие корчаги с кольцевым бортиком по краю горла, бутыли с узким трубчатым горлышком, печные горшки и высокогорлые кринки, шаровидные рукомои с двумя носиками-рыльцами, стройные кувшины, большие кружки (ил. 100 — 103, 106).

Бутыль и корчага. Вторая половина XIX - начало XX века. Скопин Рязанской губ.
Бутыль и корчага. Вторая половина XIX - начало XX века. Скопин Рязанской губ.
Русский музей.

Такая посуда предназначалась для повседневного употребления и скромно украшалась орнаментом, оттиснутым штампиком, гравировкой, которую выполняли простейшими инструментами: гильзами от использованных патронов вдавливали кружочки, заостренными палочками проводили прямые, волнистые, косые полосы, колесиком от часового механизма выполняли зубчатый накат.

Миска. Вторая половина XIX - начало XX века. Скопин Рязанской губ.
Миска. Вторая половина XIX - начало XX века. Скопин Рязанской губ.
Русский музей.

Графический орнамент дополняли лепным узором, энергично отжимая волнистые оборки по краю мисок, рукомоев, кувшинов. Украшение сосудов завершали яркие потечные глазури, которые покрывали изделия сплошь или только часть их поверхности. Рядом с цветом обожженного черепка блеск поливы становился более густым и ярким.

Миска. Вторая половина XIX - начало XX века. Скопин Рязанской губ.
Миска. Вторая половина XIX - начало XX века. Скопин Рязанской губ.
Русский музей.

Хозяйственные сосуды скопинских гончаров выделяются пластической выразительностью форм, прекрасным розоватым цветом светложгущегося черепка и высокой техникой исполнения, что придает им неповторимое художественное своеобразие и особую ценность.

Кувшин с кружкой. Вторая половина XIX - начало XX века. Скопин Рязанской губ.
Кувшин с кружкой. Вторая половина XIX - начало XX века. Скопин Рязанской губ.
Русский музей.

Другой вид скопинских изделий — это уникальные декоративные сосуды, квасники и кумганы, в которых сложились свои особые формы и система орнаментации. Сосуды по частям выполняли на гончарном круге, а затем соединяли при помощи шликера. Гончар творил в процессе труда, давая волю фантазии, создавая множество вариантов квасников и кумганов.

Заслуживает внимания кумган с маскароном, дисковидное тулово которого выполнено соединением двух круглых мисок, сделанных на гончарном круге. Тулово установлено на конической профилированной ножке. Вместо носика и ручки по обе стороны высокого горла извиваются змеи-драконы с прижатыми ушами и оскаленной пастью. Кумган покрыт графическим орнаментом, лепным декором, а в центре диска штампиком оттиснута маска. Сосуд украшен свинцовой поливой с добавлением окиси меди, что после обжига придало ему яркую зеленую окраску.

Квасник. Вторая половина XIX - начало XX века. Скопин Рязанской губ.
Квасник. Вторая половина XIX - начало XX века. Скопин Рязанской губ.
Русский музей.

Подобно гончарам Гжели, скопинские мастера украшали свои изделия скульптурой, которую выполняли вручную. В ней преобладают изображения животных. Фигурка человека встречается только однажды: это гончар, работающий за гончарным кругом. В образной форме запечатлен трудовой процесс, столь близкий и знакомый скопинскому мастеру. Со знанием дела он вмонтировал всю композицию в сквозное отверстие квасника, придав характерную позу фигурке за ножным гончарным кругом и расставив на скамье готовые миску и кувшин. Крышку завершает фигурка курицы, перед которой стоит лукошко с яйцами.

Квасник. Вторая половина XIX - начало XX века. Скопин Рязанской губ.
Квасник. Вторая половина XIX - начало XX века. Скопин Рязанской губ.
Русский музей.

Богатая фантазия скопинских гончаров проявилась и в скульптурных сосудах. Им придавались формы различных птиц и животных. Так, тулово сосуда — курица, на спине которой установлено высокое горло, а ручка выполнена в виде руки, ухватившейся за хвост курицы. Манжет рукава стягивает руку у запястья, а на плече красуется эполет. Наседка с цыплятами и петух это тоже не просто скульптура. Они могут быть использованы как сосуды. На шее птиц имеется отверстие для наполнения, а открытый клюв служит носиком для слива. Рубчатый накат, передающий оперение, яркие потечные глазури сообщают их декору чисто скопинское своеобразие (ил. 108).

Сосуды Петух и Наседка. Вторая половина XIX - начало XX века. Скопин Рязанской губ.
Сосуды "Петух" и "Наседка". Вторая половина XIX - начало XX века. Скопин Рязанской губ.
Русский музей.

Гончарство Скопина — одна из самых ярких страниц в русской народной керамике. Оно тесно соприкасалось с городской культурой, архитектурой и модой своего времени и развивалось в русле всего декоративно-прикладного искусства конца XIX — начала ХХ в., для которого характерна усложненность форм и ярко выраженная декоративность.

А.И.Рожко. Лев. 1977. Скопин Рязанской обл.
А.И.Рожко. Лев. 1977. Скопин Рязанской обл.
Русский музей.

Фантазия и смелость в создании сложных форм изделий, любовь к графическому и лепному орнаменту, к рельефному узору и ярким потечным глазурям сохраняются и развиваются в изделиях мастеров современного Скопина. В каждом изделии ощущается прекрасное знание материала и смелое владение им, проявляется индивидуальное мастерство, воспитанное в недрах традиционного искусства. Традиционный образ льва получает своеобразную трактовку в творчестве художника А.И. Рожко. В скульптуре „Лев" торжественная монументальность сочетается с укрупненными формами лепного и рельефного орнамента, а грива и кисточка на хвосте выполнены старинным способом — из тонких полос глины.

Н. С. Григорьева




Следующая страница: Керамика Абашева



      • Главная   • Керамика   • Керамика Скопина  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта