Архитектурные и печные изразцы







        о фабрике     терракота     объекты     применение     практикум    

расширения

 
     

Архитектурные и печные изразцы

Из собрания Русского музея

Небольшой коллекцией представлены в Русском музее архитектурные и печные изразцы своего рода первая ступень в освоении майоликового производства. Уникальным экспонатом является изразцовая печь, ранее стоявшая в старинном доме купца Казимирова в Угличе. С 1970 г., выложенная на деревянном каркасе, она находится в помещении фондов отдела народного искусства. Печь не сохранила своего первоначального вида: ее не раз перекладывали, заменяя старинные, отслужившие свой срок изразцы, более новыми. В результате в облицовке самой печи сохранились изразцы первых двух третий XVIII в., а на лежанке использованы изразцы, изготовленные в конце XVIII — начале XIX в.

Изразцовая печь из дома купца Казимирова
Изразцовая печь из дома купца Казимирова
Первая половина XVIII века, конец XVII - начало XIX века
Русский музей.

Архитектурная форма печи довольно проста. Широкая гладкая стена, выложенная прямоугольными плитками,— это зеркало печи. Переход к боковой стороне оформлен угловыми изразцами со срезами и выступами. Среди них сохранился один с архитектурной деталью — балясиной. В верхней части печи три ряда профилированных карнизов. Между ними узкие „поисковые" изразцы и широкие вогнутые. Ряд выпуклых изразцов образует округлое навершие печи. Архитектурные элементы и живописные композиции изразцового убора замкнуты в пределах лицевой пластины, что характерно для первых двух третей XVIII в.~ Лежанка облицована крупными прямоугольными и угловыми изразцами, изготовленными в конце XVIII — начале XIX в.

В росписи изразцов угличской печи отразились различные художественные принципы. Так, в новой технике полихромного письма по сырой эмали, в новых сюжетах и орнаментике изразцов первой половины XVIII в. воплотились художественные принципы и декоративные элементы стиля барокко. Вместе с тем в них сохранились черты искусства XVII в.

Сюжеты и темы росписи разнообразны. Изображения людей в костюмах XVIII в. и восточных одеждах, реальных и фантастических птиц, зверей, растений свидетельствуют об обращении к различным источникам. Среди них — полюбившаяся русским мастерам книга „Символы и Емблематы", лубочные картинки, а также впечатления реальной жизни.

Изразцы. Деталь зеркала печи
Изразцы. Деталь зеркала печи
Первая половина XVIII века
Русский музей.

Из старинных изразцов в роспись пришли фантастические образы грифона, единорога, барса, птицы Сирин. Пейзаж на изразцах очень условен и близок к иконописному, но выполнен гораздо свободнее, что свойственно быстрой технике письма по сырой эмали.

Угличская печь — одна из трех известных в настоящее время печей, в облицовке которых сюжетные изразцы не имеют надписей. Совсем по-другому выглядит роспись на изразцах лежанки. Выполнена она одной синей краской, иногда с добавлением коричневой. На белом поле пластины с узкой рамкой по краю — изображения вазы с цветами, ветки с плодами, урны с легким покрывалом. В этой строгой графической росписи воплотились черты нового художественного стиля — классицизма, утвердившегося в искусстве конца XVIII начала XIX в.

Н. С. Григорьева




 


начало   |   где купить   |   контакты   |   карта сайта
Copyright © 2007-2014 Sannini Impruneta Spa, Модный интерьер