Расписная народная керамика







        о фабрике     терракота     объекты     применение     практикум    

расширения

 
     

Расписная народная керамика

Из собрания Русского музея

Большое количество керамических изделий XIX — ХХ вв. в собрании Русского музея украшено росписью, многочисленные виды и приемы которой имеют местные особенности. Редкие экземпляры сосудов украшает роспись, совершенно не свойственная керамике. Изделия гончаров села Репино Нижегородской губернии расписывались масляной краской по грунту, создающему матовую черную пленку на всей поверхности. Роспись не закреплялась обжигом. На горле сосудов имеются даты 1850, 1852.

Кувшины. 1850 и 1852. Балахнинский уезд Нижегородской губ.
Кувшины. 1850 и 1852. Балахнинский уезд Нижегородской губ.
Русский музей.

Не только роспись, но и формы кувшинов необычны. У них круглое приземистое тулово, узкое горло с расширенным бортиком по краю. Носик вырастает прямо из тулова и соединяется с горлом плоской перемычкой. Репинские сосуды — явление в русской керамике исключительное, но они органически входят в круг художественных изделий Нижегородской губернии, обнаруживая черты сходства с городецкой росписью на лубяных коробах и других бытовых предметах.

В XIX — ХХ вв. широкое распространение получила роспись гончарных изделий ангобом — жидко разведенной глиной, светлее или темнее цвета основного черепка. Ангобной росписью украшено много керамики 1930-х гг. Светлые узоры розеток, звезд, полос, поясов, составленных из различных комбинаций дуг и углов, располагаются не только на поверхности сосудов, но и внутри, превращая изделия новгородских гончаров в яркие, жизнерадостные вещи.

П.В.Корсаков. Судок с крышкой.  Банка с крышкой. 1937. Устюженский район Вологодской обл.
П.В.Корсаков. Судок с крышкой. 1937. Устюженский район Вологодской обл.
П.В.Корсаков. Банка с крышкой. 1937. Устюженский район Вологодской обл.
Русский музей.

Известно имя мастера, который выточил на гончарном круге разнообразные и очень простые сосуды, расписал их геометрическим орнаментом по красному фону черепка и полил глазурью только ту часть, где находится роспись. Это — П.В. Корсаков из деревни Высотино Устюженского района Вологодской области. Увлеченно работающий гончар наряду с росписью использовал прием неполной поливы. Светлый узор под прозрачной глазурью рядом с красно-коричневым черепком становится особенно ярким, насыщенным.

Нередко мастера соединяли ангобную роспись с другими способами украшения. Вятские гончары на плечиках сосудов по широкой полосе ангоба выполняли гравированный орнамент, обнажая черепок, а затем посыпали порошком медной окалины или окиси марганца, используя иногда узорный трафарет. После обжига насыпка превращалась в яркие зеленые или коричневые узоры.

Корчага. Вторая половина XIX века. Вятская губ.
Корчага. Вторая половина XIX века. Вятская губ.
Русский музей.

Примечательны укрупненные формы вятских изделий. Среди них привлекает внимание сосуд для браги. Он похож на огромный печной горшок, а название „меденник" указывает на происхождение его формы от медных сосудов. Об этом напоминает и рельефный обод в том месте, где обычно проходит спайка на медном изделии. Выразительная пластика форм, своеобразная роспись позволяют говорить о вятской керамике как о самобытном художественном явлении.

Н. С. Григорьева




 


начало   |   где купить   |   контакты   |   карта сайта
Copyright © 2007-2014 Sannini Impruneta Spa, Модный интерьер