Терракота в истории - Полы времен Римской империи
Дизайн интерьера начался с глины. С того, что камни в очаге в доисторической пещере кто-то догадался обмазать глиной.
С того, что разводами глины и естественными красителями начали рисовать на стенах сцены охоты. Из глины была первая посуда -
и, вероятно, глиняные горшки и тарелки были первыми в человеческой истории предметами интерьера в привычном нам сегодня понимании.
Обжиг глиняного сырья как технология получения прочной керамики был известен большинству племен и народностей европы еще в доисторические времена.
С развитием технологий и становлением различных цивилизаций керамические производства становились важной отраслью ремесленничества и производства
строительных материалов. Вероятно, первые опыты в производстве плитки были предприняты тогда же, когда древние мастера решили слепить из глины кувшин.
В качестве отделочного материала керамические плитки достоверно использовались уже в эпоху древних египетских царств, причем они являлись
своеобразной роскошью, излишеством к повсеместно применяемому природному камню.
Особого развития техника и технология керамических производств достигла в эпоху Римской империи. Для производства керамики у римлян были все условия.
Недостаточное количество качественной древесины ограничивало ее применение в качестве отделочного материала. Дороговизна и трудоемкость обработки
камня вынуждала искать более дешевые и быстрые в производстве материалы. Таким материалом и стали керамические и терракотовые покрытия.
Ранний период формирования Римской империи характеризуется моноцветными, однотонными полами, составленными из одинаковых элементов.
Но терракотовые полы той эпохи (любого размера) выкладывались не сплошняком унылыми квадратами и ровными прямоугольниками, как
это принято сейчас в крупных торговых центрах, а составляли интересный рисунок из плиток различных форм и размеров. Так, известны укладки полов
с весьма малыми размерами терракотовый элементов (2*10 см). В результате различных использованных геометрических раскладок получались красивые
полы со своеобразным рисунком из линий швов.
Расцвет Римская культуры способствовал вхождению в интерьерную моду подчеркнутой декоративности, стремления в дизайне к праздничности, иногда роскошной, иногда утонченной. Интерьеры общественных помещений и вилл сенаторов и патрициев, императорских дворцов и скромных частных домов повсеместно украшались изысканными напольными покрытиями. Иногда это была мозаика, иногда сложная укладка цветных каменных плит. Но как наиболее функциональное и легкое покрытие себя зарекомендовала терракота.
Археологические раскопки выявили, что наряду с привычными формами квадратной и прямоугольной плитки, кирпичика в дизайне пола периода римской
империи использовались также ромбы, миндалевидные элементы, шестиугольники и восьмиугольники. Обнаружены и плитки с вставками в центре
кусочков мрамора, создававшие эффект мозаики, многоцветности пола. Цветные терракотовые кубики использовались и для мозаики - иногда напольные
мозаичные панно обрамлялись своего рода терракотовой рамой.
Постепенно произошло естественное разделение трендов дизайна на "роскошное" и "повседневное" направления, и вот в этом втором терракота играла
ведущую роль в оформлении полов в зданиях и помещениях любых назначений. Декоративные рисунки укладок стали широко варьироваться, развиваться,
составляться новые геометрические формы. Постепенно сложилась и практика выкладывания бордюров - вдоль стен или на границах каких-либо частей
помещения. А также достаточно широко использовался прием визуального центрирования помещения с помощью круговой напольной укладки.
Так были заложены основы зонирования пространства и смещения визуальных акцентов с помощью рисунков напольных укладок.
Терракотовые полы Римской империи стали базой, основой для дальнейшего развития дизайна пола.
Спустя много столетий именно практика использования терракотовых кирпичиков - узких длинных элементов - создала предпосылки для формирования
паркетной моды. Паркетные планки во многом просто повторяли все те же приемы украшения пола - бордюры вдоль стен, круговые элементы в центре,
системы геометрических раскладок и видов укладки паркетин в поле с заданным рисунком.
Практика производства и использования терракотовых плиток в Римской империи сыграла важную роль и в развитии уличных покрытий.
Терракотовые мощения двориков, улиц и переулков, которым перевалило за пару столетий, и сейчас можно найти в городках Италии.
Мощение улиц и двориков придавало аккуратность и законченность облику городского жилища, и практика использования тех или ных материалов
для оформления экстерьера и прилегающей территории распространилась по всему Средиземноморью.
Терракота - материал с историей в несколько тысячелетий, но и по сей день не утративший популярности и функциональной декоративности.
Будь то дворец или скромная квартира - терракота привнесет в ваш дом вечную классику дизайна интерьера, азы истории интерьерного искусства.
Но с другой стороны, именно сейчас, в третьем тысячелетии использование терракоты стало особенно актуальным. Ведь терракота - естественный
материал, созданный по старинным технологиям, экологически чистый, прочный, надежный и отвечающий самым разным представлениям об эстетике
интерьера и экстерьера.
Ласточкина Н., 2010, специально для Sannini.ru
Читайте также: Что и как строили наши предки - Строительные технологии: история
|